Впервые Библия на русском языке в полном объеме была издана в 1876 году .В этом же году Василием Александровичем Пашковым было создано Общество поощрения духовно- нравственного чтения для издания и распространения духовной литературы.
Во второй половине 19 века евангельское движение росло и набирало силу .Господь содействовал этому.
В Петербурге в деле распространения Евангелия много сил приложили полковник В.А.Пашков, граф И.М.Корф, княгиня Н.Ф.Ливен, княгиня В.Ф.Гагарина, во дворцах которых проводились собрания евангельских христиан.
Большой труд в Петербурге совершали Иван Степанович Проханов и Иван Вениаминович Каргель.
В 1905 году И.С.Проханов направляет двух молодых братьев в Великобританию в Библейский колледж Чарльза Сперджена. Одним из них был Александр Иванович Иванов, молодой и энергичный проповедник Слова Божьего. В 1907 году А.И. вернулся в Петербург ,где проповедовал Евангелие.
Из воспоминаний Софьи Павловны Ливен: « Проходили годы, с ростом движения появились новые работники на ниве Божьей. Некоторые из них были из интеллигентных кругов, но и простые наши братья росли в вере и познании Господа и Слова Божия, и могли уже самостоятельно руководить духовной работой . Такими были Александр Иванович Иванов и Николай Иванович Долгополов, оба- пресвитера. Они усердно «блюли стадо»,порученное им Господом».
В 1909 года Проханов направляет Иванова А. И. в Финляндию в качестве проповедника гельсингфорского отделения Петербургской общины. Здесь его непосредственными помощниками стали бывший штабс-капитан царской армии Николай Петрович Смородин и Василий Артемьевич Сухоруков.
Из воспоминаний Александр Ивановича Лукинова: «В 1912 году по предложению одного брата я выписал два журнала: «Друг молодежи» и «Гость». Журнал «Гость» принес нам благословенную весть о великом духовном пробуждении в Уэльсе: Эван Робертс больше 10 лет молился о том, чтобы Господь излил на его общину благодать Святого Духа, также как она была излита на апостолов в День Пятидесятницы. Господь дал ему просимое: в Уэльсе в общине Робертса Господь совершил вторую Пятидесятницу. По прочтению этой вести я сейчас же позвал брата В.Н Тихомирова. Я прочитал ему, что делает Господь в наш век, и если это возможно в Уэльсе, то возможно и у нас.
Кто нам помешает поступать по примеру Робертса? И мы согласились молиться вместе каждый день по часу с 7 до 8 вечера. Жажда благодати была велика, и мы вместо одного часа молились по 3-4 часа. Так прошло около двух месяцев…».
Господь не заставил себя долго ждать: уже в 1913 году в общине произошло массовое излияние Святого Духа, и многие члены общины пережили крещение Святым Духом, в том числе и руководство общины А. И. Иванов и Н.П. Смородин. Проханов вызвал Иванова в Санкт-Петербург. Когда в ходе состоявшейся беседы Иванов и Проханов изложили друг другу аргументы в защиту своих позиций, стало понятно, что назрела необходимость естественного разрыва. А.И. Иванов принял решение о выходе из состава всероссийского союза евангельских христиан. После отхода, Иванов снял помещение, в котором отдельно проводились собрания «Свободных русских евангелистов». Пути Проханова и Иванова разошлись…
А. И. Иванов поселился в Выборге. Вскоре туда же переехал его друг и соратник Н. П. Смородин. В Выборге они стали активно проповедовать евангелие, проводить личные беседы и встречи со многими людьми – в самое короткое время в этом городе была создана пятидесятническая церковь – первая русская пятидесятническая церковь современного типа на русской земле.
Но благоприятное время для ее роста было очень коротким – оно измерялось не десятилетиями, не годами, а только несколькими месяцами.
Выборгскую церковь постигла мрачная учесть жестоких репрессий царского правительства. В ноябре 1915 года Иванов, Тучков, Чернухин, Визгавер были арестованы и сосланы в далекую Тургайскую область. Собрания повсеместно были категорически запрещены.
Однако собрания продолжались в частных домах и на квартирах. Огромное историческое значение пятидесятнической церкви в Выборге состояло в том, что она стала форпостом и центром пятидесятнического движения в России в 1915 году. Именно отсюда пятидесятническое движение распространится на Эстонию, на северо-западную и центральную часть России, появятся пятидесятнические церкви в Волго-вятском районе, в Удмуртии и на Кавказе.
В конце 1915 в Россию из Ирана приезжает миссионер Андрей Уршан, который впервые после жестокого средневековья проповедует крещение во имя Господа Иисуса Христа. Первое такое крещение состоялось на Пасху 23 апреля 1916 года. На Черной речке крестились 16 человек. Среди них был Смородин Н. П. и его жена Мария Александровна.
Из воспоминаний М. А. Смородиной: «Я отправилась в Петроград в эстонское собрание по открытке своего мужа – Смородина Н.П., который посещал эти собрания и писал о том, что они были оживленные. В это время эти собрания посещал брат Андрей Уршан. И вот в пасхальный праздник было большое собрание, Было много желающий креститься. Снег растаял и день был сам по себе уже теплый. Это было на Черной речке.(Недалеко от ст.метро Черная речка.) Когда пришли на место, уже было собрание, где проповедовал брат Уршан Слово Божье.
Во время проповеди он рассказал, что ему открылось место о крещении во Имя Господа Иисуса Христа. Тогда я, слушая его проповедь, переживала: «О,если бы мне Господь указал точное основание в слове Божьем, что надо креститься во имя Иисуса Христа, немедленно приняла бы его». Вдруг Уршан начал читать то место, где Ефесские ученики крестились во имя Господа Иисуса (Деян 19:1-5). Мне стало ясно, что креститься надо именно так: во имя Господа Иисуса Христа»
Так в России и Финляндии началось движение евангельских христиан в духе апостолов.
После Октябрьской социалистической революции в Петроградскую церковь вернулся из ссылки А. И. Иванов, который так же принял это учение и искренне присоединился к церкви ЕХДА.
Прежний опыт Иванова и Смородина показывал, что самый эффективный путь распространения веры состоит в том, чтобы на дело проповеди посылать разъездных проповедников, которые бы вели проповедь на новых территориях и создавали там группы и церкви. Было решено, что А.И. Иванов станет у руля Петроградской церкви ХвДА, а Н.П. Смородин возглавит организационную работу по евангелизации и штат разъездных проповедников.
Подавая пример бескорыстия и трудолюбия Н.П. не только занимался организацией, но и сам вдохновенно проповедовал. В своих путешествиях он объездил многие губернии бескрайней России, и во многих местах, благодаря его проповеди, были образованы церкви ЕХвДА.
До революции церковь ХвДА не имела молитвенных домов. Церкви не были зарегистрированы – царская власть всячески старалась подавить это новое движение в христианстве. Собрания верующих проходили в частных домах и на квартирах.
После октябрьской революции, когда церковь была отделена от государства, согласно декрету Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года, положение изменилось – и у ЦХвДА появилась надежда зарегистрировать свою церковь и официально открыть молитвенные дома.
После того, как Финляндия получила независимость в декабре 1917 года ,в мае 1918 года новой властью в Финляндии дан приказ:всем русским, не взявшим финское подданство, выехать в семь дней из страны. Чудесным образом Бог сохранил В.А. Сухорукова и его семью, когда они возвращались в Россию. (рассказ о спасении корабля) Смородин, Иванов, Лукинов также вынуждены были переехать в Россию. Лукинов трудился в Латвии .Смородин остался разъездным проповедником, а В.А Сухоруков переехал в Тверскую губернию в д .Грибово, где организовал самую большую по тому времени общину евангельских христиан в духе апостолов. Молитвенный дом, в котором собирались христиане из окрестных городов и деревень, сохранился до сих пор.(В 30-е годы церковь закрыли, молитвенный дом отобрали, перевезли на центральную усадьбу и перевели туда правление колхоза)…
А.И.Иванов возглавил петербургскую церковь евангельских христиан в духе апостолов
Один из членов петербургской ЦЕХвДА по фамилии Фадеев был ранее лично знаком с Лениным, т.к. принимал активное участие в рабочем движении. К просьбе верующих Владимир Ильич отнесся уважительно и на заявлении появилась резолюция о разрешении на открытие молитвенного дома. Впоследствии верующие получили возможность проводить богослужения в помещении лютеранской церкви на углу Кронверкской и Сытнинской улиц 11.
Т. о. ЦЕХвДА получила официальную регистрацию в 1918 году и собрания стали проходить открыто под руководством А.И. Иванова. Церковь быстро росла, многие приходили послушать его вдохновенные проповеди, которые могли длиться по 2-3 часа, но никто не уставал слушать этого благословенного проповедника, имевшего диплом Библейского колледжа Чарльза Сперджена.
Более или менее свободная деятельность ХвДА продолжалась до 1930 года. Затем последовал арест Смородина. Лишившись руководства, церкви ХвДА в течение 2-3 лет одна за другой были сняты с регистрации, а молитвенные дома закрыты.
В 1934 году от сердечного приступа скончался А.И.Иванов. После его смерти служение в Петроградской общине совершал Михаил Иванович Соболев.
В 30-е годы многие члены общины были репрессированы, официальные собрания запрещены, молитвенный дом закрыт.Собрания проводились нелегально, небольшими группами, по квартирам.
В1938 году власти вероломным образом расправились с ленинградской общиной ЕХвДА : предложили верующим восстановить регистрацию общины, подав списки для ее оформления , а затем по этим спискам провели аресты.
Т.о. от репрессий пострадали не только отдельные люди и их семьи, но и целые конфессии. Нередко общины, ликвидированные в 30-е годы, смогли возродиться только в 50-е.Так произошло и с церковью ЕХвДА: от достаточно большой церкви к началу 50-х годов осталась небольшая группа верующих .
В 1947 году церкви евангельских христиан в духе апостолов вошли в Союз евангельских христиан баптистов . Итоговый документ о присоединении был оформлен как запись собеседования , состоявшегося 2 апреля 1947 года в Москве, и был подписан Смородиным Н.П., Шишковым Н.И. и Прудниковым Е.М. Присоединение это произошло в большинстве случае формально , потому что церкви не признали соглашения, и после смерти Смородина Н.П.(1953г.) от ВСЕХ(б) отошла значительная часть церквей евангельских христиан в духе апостолов.
В 1952 году Господь посылает Шатрова Климентия Яковлевича в Ленинград для восстановления служения. Будучи плотником, он устраивается на работу в совхоз «Лесное». Здесь К.Я. со своей бригадой строит барак, где его семье дают вначале комнату
16 м.кв., а затем -20м.кв. Сюда и стали приходить верующие. По субботам и воскресеньям в этой комнате проходили собрания ,и иногда она вмещала до 40 человек. Сидели на кроватях, диване, стульях, а то и просто стояли.
С этого времени началось возрождение церкви евангельских христиан в духе апостолов в Ленинграде.
В 1953 году в Ленинград по Божьему повелению приезжает Шатров Дмитрий Леонтьевич и сразу активно включается в работу по восстановлению церкви.
Служителем в этот период был Михаил Иванович Соболев, которому к этому времени уже было более 70 лет, поэтому появилась необходимость в молодом служителе. Господь избирает на это место Шатрова Петра Климентьевича. В 1955 году Василий Артемьевич Сухоруков и Михаил Иванович Соболев рукополагают П.К. на служение, которое он совершал до 1972 года.
В это время молитвенного дома не было и собрания проходили по квартирам, загородным домам , а летом – в лесу.
В мае 1957 года Петр Климентьевич решил зарегистрировать церковь отдельно (к тому времени она насчитывала около110 человек) от баптистов. Но попытка потерпела неудачу и ЦЕХвДА была вынуждена войти в Ленинградскую церковь ЕХБ , поэтому кроме своего служения ЦЕХвДА проводила совместные служения с евангельскими христианами-баптистами, где проповедовали Шатров Петр Климентьевич, Шатров Дмитрий Леонтьевич и Шатров Александр Климентьевич.
На одной из совместных встреч ЕХБ и ЕХвДА обсуждался вопрос о выборе разъездного служителя . По общему решению и с молитвой была намечена кандидатура Шатрова Петра Климентьевича и ему было предложено переехать в Москву.
В мае 1972 года на служение рукоположили Шатрова Дмитрия Леонтьевича и Шатрова Василия Тимофеевича.
Рукоположение состоялось в Таллине, проводил служение Каев
С 1973 года регулярно по субботам стали проводить молодежные служения. В основном ездили за город ( Поповка, Александровская,
Пушкин) . В это время много внимания уделялось молодежи и Господь многие юные души приводил ко спасению. В Ленинград приезжала молодежь из других городов : Москва, Горький( Нижний Новгород), Таллин, Вильнюс ,Великие Луки, Одесса, Брест, Гродно, Майкоп, Евпатория , Севастополь и другие.
Ленинградская молодежь тоже ездила немало, посещая церкви по всему Советскому Союзу.
Количество молодежи прибавлялось, т.к. приезжали учиться из других городов, подросли дети и в семьях. Церковь росла, народ умножался, а духовной литературы не было. Библии были не у всех. Сколько же было радости, когда в1976 году впервые МЭРТ Вяхи привез Библии и практически каждый смог ее получить!
В это же время в церковь попали нотные сборники песен. В 1977 году начали организовывать хор, которым долгое время руководила Кныш Валентина Вальтеровна
Церковь продолжала собираться нелегально, но народ все равно прибавлялся и в квартирах стало тесно. Назрела необходимость зарегистрировать церковь. Было это очень нелегко , но Дмитрий Леонтьевич с 1975 по 1978 год двигал эту работу. В 1978 году церковь евангельских христиан в духе апостолов была зарегистрирована отдельно от всех других союзов.
В конце 1979 года в пос. Парголово был приобретен дом и зарегистрирован, как Дом молитвы. В официальный молитвенный дом люди шли уже без опаски. Молодежь активно занималась евангелизацией, параллельно помогая реконструировать здание: из обычного жилого дома необходимо было сделать помещение для собраний. Работы проводились собственными силами и только в выходные дни. Много чудес было явлено в то время: из сокровищницы вынимали именно то количество денег, которое необходимо было для покупки стройматериалов или необходимого оборудования .Люди жертвенно относились к своему молитвенному дому: трудились , кто где мог: на строительстве, на обработке земли, на кухне… Пасху 1980 года церковь праздновала уже в своем молитвенном доме. Служение проходило на первом этаже.
Официальное освящение молитвенного дома состоялось осенью 1981 года и собрания стали проходить на 2 этаже
В последствии появилась возможность к основному зданию пристроить еще помещение, т. о. увеличив зал . В1984 году в почти достроенном здании произошел пожар и второй этаж весь сгорел.
Восстановление и строительство шло достаточно быстро. Большой зал уже мог вместить около 250 человек
Во время празднования 1000 летия крещения Руси у людей проснулся интерес к Библии. Молодежь пошла проповедовать к Казанскому собору( 1988 – 1990г.г.) ( есть фото)
В это время много людей стало приходить в церковь. Особенно богатыми были начало 90-х годов: крещение поводилось 3-4 раза в год и каждый раз от40 до 60 человек заключали завет с Богом.
В это же время рядом с основным зданием было построено второе здание, в котором размещалась воскресная школа для детей и духовная семинария , куда приезжали студенты из разных уголков страны.
В 1988(?) году был создан струнный оркестр, который радовал своей игрой не только прихожан нашей церкви, но и путешествовал по разным странам ( Финляндия, Швеция, Дания) , благ ославляя своей игрой жителей этих стран. Играли не только в церквях, но и выступали с концертами в школах, домах престарелых, в тюрьмах.
1990 г. – организация миссии Благая Весть
1991г. здание на Пионерской
На территории Пионерской с 1991 по 2001 год работала благотворительная столовая. По спискам собеса люди приходили и получали горячую пищу.
Гуманитарная помощь, полученная от христиан Финляндии, Швеции и Дании распределялась не только среди прихожан СПб церкви , но и отправлялась по другим городам.
В декабре 1996 года состоялось первое служение на Пионерской и вначале они проходили только по субботам в малом зале, который вмещал около 120 человек
Воскресные служения продолжали проводить в Парголово. В зале, который вмещал немногим больше 200 человек, народу собиралось больше. Назрела необходимость быстрее закончить строительство среднего зала.
Уже в 1997 году служения перенесли из Парголово на Пионерскую. Но так продолжалось недолго. Часть людей во главе с Шатровым Василием Тимофеевичем в начале 1999 года вернулись в Парголово, где осуществляют служения до сих пор, зарегистрировав общину “Провозвестница”
Служения на Пионерской продолжались. Активно велась евангелизация.
В 2000(?) году был открыт телеканал ОТВ. Божье слово стало проповедоваться с экрана. Сначала это были отдельные программы “Слово”, а затем начались прямые эфиры программы “Благословение”, которые продолжались до декабря 2013 года. Много людей пришли в церковь благодаря этим программам.
В этом же 2000 году начала свою работу межконфессиональная линия доверия.
В декабре 2001 года большая группа членов церкви отошла от миссии Благая весть и стала проводить служения отдельно.
На Пионерской осталось только 34 человека
Очень сложный это был период, но восстановление пошло быстро. В этот же период была создана первая группа прославления п/ р Натальи Альбертовны
Благодаря ТV программам и личной евангелизации церковь начала на полняться людьми.
В 2004 году стали проводить служения в с/к “Юбилейный”: 28.03; 25.04; 23.05 и с июня и до середины сентября каждое воскресенье, а затем перешли в гостиницу “СПб”, где сейчас находиться один из филиалов.
За 2-3 года возникло много служений : молитвенное, семейное,музыкальное
Церковь быстро росла не только в городе, но и в области : начали открываться филиалы ( Бокситогорск, Сертолово, Семиозерье, Горбунки, пос. Советский)